В начале войны И.Г. Чернышевский говорил:

«Пятьдесят миллионов человек в России исповедуют одну веру и исповедуют ее с той горячностью, какую некогда имела Западная Европа. Все свои войны Россия вела с народом не своей веры, и два раза, когда национальная жизнь умирала, когда всякая другая надежда исчезала, она была спасена воинственным усердием своего духовенства. Поэтому любовь к Родине и преданность Церкви так тесно слились в одно всеобъемлющее чувство, что русские не могут отделять одного из этих понятий от другого, и хотя оно по природе племя кроткое и добродушное, но они воспламеняются, когда дело коснется их веры! - вот поэтому русский народ всегда очень желал-то есть тот русский народ, которого 50 миллионов, - эти 50 миллионов желали очень давно и очень горячо взять Константинополь и истребить турок.... «Па горизонте набожной массы виделся купол Св. Софии», - говорит история. Поэтому, продолжает она, русский царь, глава церкви, имея обязанности, которые ему необходимо было исполнять, потому что, хотя русский народ прост и послушен, но религиозный дух Русской империи пришел бы в опасное волнение, если бы правительство не удовлетворило его ожидания в этом отношении. Русское правительство действовало под тяготением этого напора стремлений массы. И началась «Война за Веру», по мнению «массы русского населения», когда наши войска вступили в дунайские княжества».  

В ночь с 15 на 16 октября 1853 года войска Абдул-Меджида начали наступление на Кавказе и Дунае. Около 5 тысяч турок напали на небольшое укрепление «Святого Николая», находившегося у границы с Турцией.

Малочисленный отряд защитников с двумя пушками был выре­зан с особой жестокостью, но этого было мало. Обуреваемые демоническими силами, турки безумствовали и над мертвыми. Распяв таможенного чиновника, стреляли в него, как в мишень, священнику отпилили голову, перерезали женщин и детей. У одной беременной женщины вырезали уже живого ребенка и тут же на глазах еще живой матери резали его по кускам. (Тарле Е.Б. «Крымская вой­на», Том 1, стр. 308.)

Православный мир был потрясен этим зверством - воин православный явственно увидел, с какими демоническими силами он вступает в бой. Войска султана Абдул-Меджида, начавшие наступление на Кавказе и Дунае, получили серьезное поражение. Получив поражение на суше, турки получили полное поражение и на море. Вице-адмирал Нахимов получил известие, что под Синопом стоит отряд из 12 кораблей. И, несмотря на то, что у него было всего б кораблей и что флот неприятеля был под прикрытием 6 береговых батарей, решает вступить в бой своей славной эскадрой 18 ноября 1853 года.

Все участники Синопского боя, по желанию своего любимого командира, отслужив перед боем молебны и укрепившись духовно, исполнили долг свой истинно, блистательным образом. Из 12 воен­ных кораблей неприятеля и 4-х купеческих спасся только один небольшой пароход; остальные после 3-часового дела не существова­ли или были вконец разбиты, той же участи подверглись неприятельские батареи. История представляет весьма редкие примеры столь совершенного истребления на море. Турецкая эскадра перестала существовать - главнокомандующего разбитой турецкой эскадры Осман- пашу и более 3-х тысяч турок русские моряки взяли в плен.Флотские священники, находившиеся на военных судах в эскадре Нахимова, во время боя были примером мужества и бесстрашия. На линейном корабле «Чесма» нес службу иеромонах Никандр, который являлся образцом для подражания в стойкости и неутомимости в отношении к делу для всех 748 членов его экипажа. П.С. Нахимов отметил высокими наградами за мужество и пастырскую деятельность 5 военно-морских священников, участников Синопского сражения.

СРАЖЕНИЕ   НА   АЛЬМЕ.

8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, едва рассвет коснулся небосклона торжествен­ными звуками, собрал воинов православных задуматься о вечном, возвышенном, светлом долге солдата перед Родиной Гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».

Полковые священники служили молебны о здравии воинства и победы над супостатами. Все молились усердно и горячо.

«Пособивый Господи, кроткому Давиду, победит иноплеменни­ка, верному императору нашему (Николаю) способствуй, и ору­жием креста низложи враги наша: покажи благоутробие на нас древним милости твоем, и да разумеют воистинну, ико ты еси Бог, и на Тя надеющиеся побеждаем, молящейся обычно Пречистей Твоей Матери, даровати нам Велию милость».

От полка к полку перекатывалось песнопение праздничного Тропаря.

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенней: из Тебе бо Бозсия Солнце Правды Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

Воины надели чистое белье по случаю праздника и предстоящего сражения, поздравили друг друга с праздником Рождества Богородицы. Полковое духовенство благословляло Святым крестом воинов, окропляя святой водой, шествовало от полка к полку. Воины живо подхватывали величание, поющее священниками: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим свя­тых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое».

Солдаты и матросы крестились, целуя крест, и отовсюду были слышны слова радости и надежды и «Пресвятая Богородица, помогай нам».

В Севастополе храмы были с утра заполнены молящимся народом. Повсюду служилось множество молебнов, коленопреклоненно молились жены, матери, сестры, дети, сродники воинов о ниспослании па врагов «победы и одоления».

Князь Меншиков собрал на Альме 33 600 воинов и 84 орудия, против более 62 тысяч войска противника и 134 полевых орудий.

Несмотря на превосходство сил и оружия (у неприятеля на воо­ружении были штуцера (нарезные ружья), стрелявшие на 1200-1500 шагов. Русский воин был вооружен в основном гладкоствольным оружием, стрелявшим на 250-300 шагов), французы и англичане вкусили страшной русской штыковой, хотя и сильно поредевших батальонов от штуцерного убойного огня неприятеля и, не выдержав рукопашной, бежали.

Храбрость, самоотверженность русского воина вызывали неред­ко восхищение у противника. Неся огромные потери от артиллерийского и штуцерного огня, движущаяся масса храбрецов даже в малочисленности своей приводила в трепет противника. От генерала до солдат воины дрались, как подобает православному воин­ству - не щадя живота своего, являя многие образцы славного во­инского подвига.

К вечеру князь Меншиков дал команду отходить войскам к Севастополю из-за опасности быть отрезанным от города.

Храбрецы, сомкнув поредевшие полки, отходили с поля боя без суеты, достойно; некоторые имели полковой оркестр с музыкой.

Английский полководец, герцог Кембриджский, племянник английской королевы, объезжая поле битвы, усеянное убитыми и ранеными, с ужасом наблюдая потери, воскликнул: «Еще одна такая победа, и у королевы Англии не будет армии». По признанию английского генерала, потери английских офицеров при Альминском сражении были больше, чем при Ватерлоо.

Сайт управляется системой uCoz