В начале
войны И.Г. Чернышевский говорил:
«Пятьдесят
миллионов человек в России исповедуют
одну веру и исповедуют ее с той горячностью,
какую некогда имела Западная Европа. Все
свои войны Россия вела с народом не своей
веры, и два раза, когда национальная жизнь
умирала, когда всякая другая надежда
исчезала, она была спасена воинственным
усердием своего духовенства. Поэтому
любовь к Родине и преданность Церкви так
тесно слились в одно всеобъемлющее
чувство, что русские не могут отделять
одного из этих понятий от другого, и хотя
оно по природе племя кроткое и добродушное,
но они воспламеняются, когда дело коснется
их веры! - вот поэтому русский народ всегда
очень желал-то есть тот русский народ,
которого 50 миллионов, - эти 50 миллионов
желали очень давно и очень горячо взять
Константинополь и истребить турок.... «Па
горизонте набожной массы виделся купол Св.
Софии», - говорит история. Поэтому,
продолжает она, русский царь, глава церкви,
имея обязанности, которые ему необходимо
было исполнять, потому что, хотя русский
народ прост и послушен, но религиозный
дух Русской империи пришел бы в опасное
волнение, если бы правительство не
удовлетворило его ожидания в этом
отношении. Русское правительство
действовало под тяготением этого напора
стремлений массы. И началась «Война за
Веру», по мнению «массы русского населения»,
когда наши войска вступили в дунайские
княжества».
В ночь с
15 на 16 октября 1853 года войска Абдул-Меджида
начали наступление на Кавказе и Дунае.
Около 5 тысяч турок напали на небольшое
укрепление «Святого Николая»,
находившегося у границы с Турцией.
Малочисленный
отряд защитников с двумя пушками был вырезан
с особой жестокостью, но этого было мало.
Обуреваемые демоническими силами, турки
безумствовали и над мертвыми. Распяв
таможенного чиновника, стреляли в него,
как в мишень, священнику отпилили голову,
перерезали женщин и детей. У одной беременной
женщины вырезали уже живого ребенка и тут
же на глазах еще живой матери резали его по
кускам. (Тарле Е.Б. «Крымская война», Том 1,
стр. 308.)
Православный
мир был потрясен этим зверством - воин
православный явственно увидел, с какими
демоническими силами он вступает в бой.
Войска султана Абдул-Меджида, начавшие
наступление на Кавказе и Дунае, получили
серьезное поражение. Получив поражение
на суше, турки получили полное поражение и
на море. Вице-адмирал Нахимов получил
известие, что под Синопом стоит отряд из 12
кораблей. И, несмотря на то, что у него было
всего б кораблей и что флот неприятеля был
под прикрытием 6 береговых батарей, решает
вступить в бой своей славной эскадрой 18
ноября 1853 года.
Все
участники Синопского боя, по желанию
своего любимого командира, отслужив перед
боем молебны и укрепившись духовно,
исполнили долг свой истинно,
блистательным образом. Из 12 военных
кораблей неприятеля и 4-х купеческих
спасся только один небольшой пароход;
остальные после 3-часового дела не
существовали или были вконец разбиты, той
же участи подверглись неприятельские
батареи. История представляет весьма
редкие примеры столь совершенного
истребления на море. Турецкая эскадра
перестала существовать -
главнокомандующего разбитой турецкой эскадры
Осман- пашу и более 3-х тысяч турок русские
моряки взяли в плен.Флотские священники,
находившиеся на военных судах в эскадре
Нахимова, во время боя были примером
мужества и бесстрашия. На линейном
корабле «Чесма» нес службу иеромонах
Никандр, который являлся образцом для
подражания в стойкости и неутомимости в
отношении к делу для всех 748 членов его
экипажа. П.С. Нахимов отметил высокими
наградами за мужество и пастырскую
деятельность 5 военно-морских священников,
участников Синопского сражения.
8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, едва рассвет коснулся небосклона торжественными звуками, собрал воинов православных задуматься о вечном, возвышенном, светлом долге солдата перед Родиной Гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».
Полковые
священники служили молебны о здравии
воинства и победы над супостатами. Все
молились усердно и горячо.
«Пособивый
Господи, кроткому Давиду, победит
иноплеменника, верному императору нашему
(Николаю) способствуй, и оружием креста
низложи враги наша: покажи благоутробие на
нас древним милости твоем, и да разумеют
воистинну, ико ты еси Бог, и на Тя
надеющиеся побеждаем, молящейся обычно
Пречистей Твоей Матери, даровати нам Велию
милость».
От полка
к полку перекатывалось песнопение
праздничного Тропаря.
«Рождество
Твое, Богородице Дево, радость возвести
всей Вселенней: из Тебе бо Бозсия Солнце
Правды Христос Бог наш и, разрушив клятву,
даде благословение, и, упразднив смерть,
дарова нам живот вечный».
Воины
надели чистое белье по случаю праздника и
предстоящего сражения, поздравили друг
друга с праздником Рождества Богородицы.
Полковое духовенство благословляло
Святым крестом воинов, окропляя святой
водой, шествовало от полка к полку. Воины
живо подхватывали величание, поющее
священниками: «Величаем Тя, Пресвятая
Дево, и чтим святых Твоих родителей, и
всеславное славим Рождество Твое».
Солдаты
и матросы крестились, целуя крест, и
отовсюду были слышны слова радости и
надежды и «Пресвятая Богородица, помогай
нам».
В Севастополе храмы были с утра заполнены молящимся народом. Повсюду служилось множество молебнов, коленопреклоненно молились жены, матери, сестры, дети, сродники воинов о ниспослании па врагов «победы и одоления».
Князь
Меншиков собрал на Альме 33 600 воинов и 84
орудия, против более 62 тысяч войска
противника и 134 полевых орудий.
Несмотря
на превосходство сил и оружия (у
неприятеля на вооружении были штуцера (нарезные
ружья), стрелявшие на 1200-1500 шагов. Русский воин был
вооружен в основном гладкоствольным
оружием, стрелявшим на 250-300 шагов),
французы и англичане вкусили страшной
русской штыковой, хотя и сильно поредевших
батальонов от штуцерного убойного огня
неприятеля и, не выдержав рукопашной,
бежали.
Храбрость,
самоотверженность русского воина
вызывали нередко восхищение у противника.
Неся огромные потери от артиллерийского
и штуцерного огня, движущаяся масса
храбрецов даже в малочисленности своей
приводила в трепет противника. От генерала
до солдат воины дрались, как подобает
православному воинству - не щадя живота
своего, являя многие образцы славного воинского
подвига.
К вечеру
князь Меншиков дал команду отходить
войскам к Севастополю из-за опасности
быть отрезанным от города.
Храбрецы,
сомкнув поредевшие полки, отходили с поля
боя без суеты, достойно; некоторые имели
полковой оркестр с музыкой.
Английский
полководец, герцог Кембриджский,
племянник английской королевы, объезжая
поле битвы, усеянное убитыми и ранеными, с
ужасом наблюдая потери, воскликнул: «Еще
одна такая победа, и у королевы Англии не
будет армии». По признанию английского
генерала, потери английских офицеров при
Альминском сражении были больше, чем при
Ватерлоо.