Восточная
война 1853-1856 гг.
Со
времен Петра Великого Россия приобретала
все большее и большее влияние в Европе.
Возрастающее могущество армии и флота,
итоги войны 1812 года заставили Францию и
Англию с трепетом взирать на действия
Великой Российской державы. Англия и
Франция, кроме международного контроля над
проливами Босфор и Дарданеллы, введенного в
1841 году, имело экономические и политические
интересы в странах Причерноморья. Турция,
поддерживаемая Англией и Францией,
наращивала угнетение православных на
Балканах. Католиками нагло ущемлялись
права православных на Ближнем Востоке.
В 1847 году
в Палестине учреждается Русская Духовная
миссия. Император Николай I
видел что православие - это важнейший фактор,
способствующий стабилизации обстановки в
Балканских странах, и что, укрепляя
Православие в Иерусалиме, укрепляются политические
позиции России на Ближнем Востоке.
После
многочисленных победоносных войн с Турцией
Россия приобрела право на покровительство
православных народов Греции, Сербии,
Болгарии, Румынии и православного
населения, проживающего на территории
Турции.
Турция
не исполняла своих обязанностей к нам; она
нарушила свои обещания к ущербу прав наших
братии. Россия потребовала гарантий; ей
было в них отказано; она потребовала
обещаний, по крайней мере, более
торжественных, чем прежде; ей было и них
отказано. Общественное мнение
взволновалось. Россия поняла, что правда с
народом, не разумеющим ни правды, ни милости,
ни святости обещаний, должна быть
подкреплена силой. Англия и Франция под
предлогом сохранения европейского
равновесия, которому ничто не угрожало,
поддержали отказ Турции. Не предлагая ничего
взамен требованных нами гарантий, кроме
разве каких-нибудь неопределенных обещаний
в будущем, не уважая нашего племенного и
духовного сочувствия, не заботясь о самых
простых обязанностях человеколюбия, они
своим союзом и своею помощью воскресили
чаяния Турции; они пробудили мужество
мусульман, они фанатизировали их страсти.
Благодаря Англии и Франции, и только им
одним (и эта страница никогда не будет
вычеркнута из их истории), угнетение и
поношение, грабеж, убийство, насилование,
всякого рода страдания, всякого рода
бедствия, широким потоком низвергшиеся на
наших братьев в Боснии, Болгарии, Румынии,
Анатолии, - вот какой ответ дала Турция на
все наши справедливые требования! Долг наш
стал труднее для исполнения, но он сделался
от того еще настоятельнее, и он будет
совершен.
(...) Что
бы ни случилось, но провидение, очевидно,
отметило наше время как время событий и
переворотов в судьбах мира. Отныне
воздвигаются два великих начала: одно -
начало Русское, или, скорее, славянское,
начало действительного (реального)
братства, братства крови и духа; другое, еще
несравненно высшее, - начало Церкви.
Только под ее благодетельным крылом и могло
сохраняться начало братства среди мира
мятежей и раздоров; только благодаря ее
божественному могуществу может оно перейти
из области племенного, почти
инстинктивного влечения, на степень
нравственного закона, направляющего
будущий ход человечества.
Русская
Православная Церковь, понимая, что исход
войны, любого сражения зависит, в основном,
от воли Божией, вменяла в обязанность
военным священникам непрестанную молитву о
даровании победы русскому оружию.
В
военное время роль военного священства
становилась еще важнее и ответственнее, а
вместе с тем и более плодотворнее. Таковой
ее делала сама обстановка военного времени.
Кроме совершения богослужений и треб,
главной задачей было влияние на свою паству
личным примером, твердостью духа,
стойкостью в исполнении своего долга в
сложнейших ситуациях.
Постоянная
опасность, близость смерти переносит мысли
воина к вопросам вечности, смысла
человеческого бытия. В этой обстановке
особенно раскрывается потребность воина в
духовной поддержке пастыря церкви.
Находясь
в пылу сражения, священник должен обладать
самоотвержением, дабы быть способным
поддерживать в воинах непоколебимую
надежду на помощь Божию, в свои собственные
силы, вдохновляя патриотический героизм
Царю и Отечеству.