Устройство гладкоствольных корабельных орудий довольно простое по сравнению с современными системами, но именно эта кажущаяся простота создает много трудностей при их описании.

Начнем с того, что такое пушка? В обывательском представлении пушка - это любое артиллерийское орудие. Однако в нашем флоте с XVIII до середины XIX века наряду с пушками существовало еще около дюжины различных артиллерийских орудий - карронады, фальконеты, единороги и др.

Первые пушки (саnоn) появились во Франции в конце XV века. Это были орудия калибра 40-48 фн (около 7 дюймов) с длиной канала около 20 калибров. Именно на таких орудиях французы решили начать стандартизацию артиллерии. До этого производство орудий носило штучный характер, и каждое орудие имело свои характеристики. Поэтому и появилось название «канон», от латинского слова «порядок», «закон». На Руси канонами стали называть пушки, предположительно от слова «пускать».

Поскольку пушка обладала наилучшими баллистическими качествами и получила более широкое распространение, чем другие орудия, она стала для неспециалистов синонимом любого артиллерийского орудия. Тут уместна аналогия с термином «корабль», что для специалистов в XVII - первой половине XIX веках означало линейный корабль, вооруженный  74  -120 пушками, а для обывателя кораблем был и фрегат, и бриг, и шхуна и др. Кстати, корабли в официальных документах назывались 84-пушечные, 100-пушечные, а не орудийные, хотя они были вооружены не только пушками, но и другими типами орудий.

Говоря «орудие», мы имеем в виду только тело орудия. До начала XX века лафет (станок) всегда рассматривался отдельно от орудия. Единым комплексом ствол  с лафетом стал лишь после появления орудий с откатом по оси ствола. В русском флоте такими стали 152, 120  и 75-мм орудия системы Кане, введенные в 1891 году.

Термины «лафет» и «станок» не только обыватели, но и многие военные специалисты XX  и даже XXI века считают синонимами. На самом же деле в XIX веке и ранее лафетом считалась установка, предназначенная для ведения огня с походных колес, а все остальные установки считались станками. Таким образом, лафеты имелись в основном в полевой артиллерии, а в корабельной и крепостной артиллерии были станки. Причем тут были исключения: в корабельной артиллерии имелись колесные десантные лафеты, а в крепостях были противоштурмовые и вылазочные орудия на колесах. Любопытно, что в современной артиллерии термин «лафет» стал обозначать и станок. Так, например, в «Словаре ракетных и артиллерийских терминов», утвержденном Начальником Ракетных Войск и Артиллерии Сухопутных Войск в 1989 году термина «станок» вообще нет.

Для навесной стрельбы предназначались мортиры, которые в корабельной артиллерии занимали весьма скромное место. Все остальные орудия предназначались для настильной стрельбы, и их предельный угол возвышения не превышал 20°. Здесь стоит отметить, что не надо путать гаубицы XX века, предназначенные в основном для навесной стрельбы, с гаубицами ХУI-Х1Х веков, стрелявшими только настильно.

Гладкоствольные гаубицы состояли на вооружении иностранных флотов вплоть до введения нарезных орудий, а в русском флоте  они были в малом количестве, и то только в первой половине XVIII века.

В 1779 году английский инженер Гасгойн спроектировал новое крупнокалиберное орудие для установки на верхних палубах кораблей. Орудие это, отлитое впервые на орудийном карронском (CARRON) заводе в Шотландии, и получило название карронада.

Конструируя свое орудие, Гасгойн исходил из того, что для стрельбы на близких дистанциях выгодно увеличивать скорострельность орудий, сохраняя величину калибров за счет веса орудий и их дальнобойности.

Карронада была самой легкой и короткой пушкой и имела очень небольшой пороховой заряд для сравнительно большого калибра.

Каналы карронад высверливались с особой точностью и имели «самомалейший зазор». Запал у них гораздо меньше обычного и вместо пороха на затравку употреблялись примитивные запальные трубки. Благодаря этому повышалось давление в канале, и при небольших зарядах карронады имели неплохую баллистику.

Все карронады имели каморы. Каморы были двух типов — конические с плоским дном, соединенные непосредственно с каналом, такие каморы были обычно у карронад большого калибра (36 фунтов и выше), а у карронад меньших калибров каморы были цилиндрические с полушарным дном, соединенные с каналом коническим скатом.

Карронада отливалась из чугуна, имела длину каналов 7 калибров и, в отличие от других орудий, была без цапф, а имела внизу проушину через которую пропускался валик, заменяющий собой цапфы. Зб-фунтовая кароронада была легче 12-фунтовой пушки. Относительный вес заряда, т. е. отношение его к весу ядра, у карронад был 1/12 и 1/14, тогда как относительный вес заряда обыкновенных пушек был 1/4-и 1/6), в зависимости от длины орудия, а у единорогов — 1/5. Относительный вес самой карронады был 60.

Карронады первоначально ставились на станки, не имеющие отката, и скорострельность их была приблизительно в три раза больше, чем у обыкновенных длинных пушек того же калибра, но вследствие своей легкости и отсутствия отката они производили при выстреле большое разрушительное действие на станки. Поэтому карронады крупного калибра впоследствии стали устанавливать на станки с откатом.

Во второй половине XVIII века в Западной Европе получила распространение теория, согласно которой боевая мощь корабля определялась суммарным весом ядер, выпущенных в залпе.

Не миновала эта теория и наше Адмиралтейство. Первые карронады для русского флота были закуплены в Англии в 1787 году. Вскоре карронады получили широкое распространение в нашем флоте.

Однако малая дальность стрельбы и меньшее разрушительное действие ядер карронад по сравнению с пушками заставили русских артиллеристов искать золотую середину между пушками и карронадами. В результате появились гибриды — полупушки, пушко-карронады и введенные в 1804 году короткие каморные пушки калибра 36, 24 и 18 фунтов. Все эти орудия имели цапфы и внешне были похожи на пушки, только имели более короткие стволы, но устройство канала было ближе к карронадам. Они все имели каморы.

В ХVVII веках казнозарядные гладкоствольные орудия имели довольно широкое распространение во флотах европейских стран и Турции, однако в XVIII веке они почти не встречаются. На русских кораблях гладкоствольные казнозарядные пушки устанавливались крайне редко и только малого калибра.

Так, например, в 1795-1800 гг. на Луганском чугунолитейном заводе была изготовлена серия 2-фн (64-мм) пушек на вертлюгах. Вместе с казенной частью орудия отливалась рама, предназначенная для помещения зарядной каморы и запирания ее клином. К раме было приварено длинное правило (хвост) для удобства горизонтального наведения. Длина пушки с правилом 1210 м, длина правила 320 мм. Вес тела пушки с правилом 42,5 кг. Следует заметить, что такая система заряжания применялась в XV веке.

Калибр русских морских и сухопутных орудий до середины XIX века измерялся весом ядра, выстреливаемого орудием. Вес был чисто расчетным — плотность чугуна умножалась на объем шара, причем орудие, например мортира, могло вообще не стрелять ядром.

Вес ядра пушек и карронад измерялся в фунтах, а единорогов, мортир и бомбовых пушек - пудах.

В середине 50-х годов, чтобы отличить новые орудия от старых, калибр некоторых гладкоствольных систем указывался в дюймах, соответственно дюймы попадают и в названия орудий.

Тела корабельных орудий до 30-х годов XIX века условно разделялись на части — казенную, вертлюжную (среднюю) и дульную. Эти части разделялись фризами (типа обручей). Плоские и широкие фризы назывались поясами. Пояс, отделявший торель от казенной части, именовался торельным поясом.

Выпуклая часть орудия позади казенной части называлась торелью. За торелью орудие оканчивалось продолговатой или круглой шишкой, большей частью со сквозной дырой. Эта шишка называется винградом.

У карронад в винграде ходил подъемный винт. У З6-фн пушек 30-х годов XIX века, а также у полупушек и пушко-карронад в винград продевали брюк (специальный канат), при этом дыра делалась сбоку.

При подъемах и спусках орудия на винград  надевали  канат. Часть металла, соединяющая  винград  с торелью,  называлась шейкой.

У карронад, у пушек и пушко-карронад Черноморского флота и единорогов обр. 1830 г. над шейкой винграда имелся кольцеобразный прилив, который назывался винградным ухом. В него продевали брюк. Таким образом, ухо заменяло сквозную дыру винграда. У орудий XVIII века, не имевших ни винградной дыры, ни уха, под шейкой винграда крепилось особое кольцо, или коушь.

В XVIII веке в нашей корабельной артиллерии в качестве прицелов использовалась мушка с прорезью для орудий настильного огня. Горизонтальное наведение мортир осуществлялось по специальным рискам на палубе (рядом с орудием), а вертикальное наведение — с помощью квадранта, вставлявшегося в канал мортиры. Кроме того, вертикальное наведение более быстро и удобно производилось (хотя и чуть менее точно) перестановкой градусных подушек (каждая подушка предназначалась для стрельбы под конкретным углом: 30,45,60° и т. д.)

В первой половине XIX века стали применяться прицелы с выдвижной планкой. Однако они могли использоваться лишь при малых углах возвышения. Поэтому наряду с ними применялись и боковые прицелы. На планки всех этих прицелов наносились деления с величинами, пропорциональными тангенсу соответствующего угла возвышения, поэтому они получили название тангенсовых.

Основными снарядами гладкоствольных орудий были сферические сплошные ядра. Сферический снаряд весом свыше 1 фунта (0,4095 кг) назывался ядром, а менее фунта- пулей. Ядра делались только из чугуна (лишь в 60-х годах XIX века было изготовлено небольшое число стальных ядер), а пули - из чугуна или свинца. Каленые ядра были основными снарядами береговой артиллерии, но в корабельной артиллерии встречались редко. Это было связано со сложностью и пожароопасностью установки ядрокалильных печей на деревянных кораблях.

 Кроме ядер, пушки стреляли книпелями, снарядами для перебивания такелажа на кораблях, зажигательными снарядами - брандкугелями, бомбами- разрывными снарядами (осколочно- фугасными) весом до 1 пуда (16.36 кг) называющимся  гранатой, свыше 1 пуда -бомбой, а также картечью. Картечь была мелкая (ближняя), засыпаемая в железный корпус и дальняя. Картечные  пули весом более фунта (0.4095 кг) назывались ядрами, а мельче- пулями. К примеру , 36-фн пушка стреляла дальней картечью, у которой вес ядер составлял 537 г, а диаметр 52.8 мм. Дальность стрельбы такими ядрами составляла 600-800 м.

Для повышения действительности стрельбы иногда применяли стрельбу из пушек несколькими ядрами одновременно. Такая стрельба требовала от орудия повышенной прочности, поэтому ранее, до усовершенствования в XVIII веке литейного дела и увеличения прочности орудий, она не применялась. При стрельбе двумя ядрами, во избежание раскалывания снарядов в канале орудия, их плотно прижимали пыжами друг к другу; при выстреле, по закону соударения тел, они приобретали различные начальные скорости. Кроме разницы в дальности их полета, достигавшей величины более 100 м, ядра разлетались в стороны, и эта неправильность их полета проявлялась тем больше, чем больше был зазор в канале. Чтобы избежать разнобоя, который получался при такой одновременной стрельбе двумя ядрами, делались попытки в 1776 году применить вместо двух ядер продолговатый снаряд с передней и задней сферическими поверхностями, но стрельба таким снарядом не дала положительных результатов В XVIII веке получил распространение книппель - цепное ядро. Книппель при вылете из пушки распадался на два полуядра, связанные цепью. Он изготавливался из двух чугунных полушарий. Кроме того, встречались книппели, состоявшие из двух целых ядер, насаженных на общий длинный железный стержень.

Разрывные снаряды весом свыше 1 пуда (1б,38 кг) назывались в России бомбами, а менее пуда - гранатами. Бомбы и гранаты снаряжались черным порохом. Обычно бомба снаряжалась большим количеством пороха, когда требовалось фугасное действие, и меньшим - для осколочного действия. Заряжание бомбами производилось «в один огонь» т. е. загорание трубки происходило в момент выстрела. Взрывателями бомбы и гранаты служили деревянные трубки (обычно березовые), выточенные по «фигуре» очка бомбы или гранаты. Трубки начинялись горючим составом.

В XVIII веке вводится зажигательный снаряд брандкугель.  (Вгаnd - по-немецки -огонь, пламя; kugel- шар), изобретенный с Саксонии артиллеристом Шиндлером. Устройством своим брандкугель отличался от бомбы (разрывной) тем, что снаряжался зажигательным веществом, и корпус вместо одного очка для трубки имел от 3-х до 5 отверстий, заполняемых стопином, который изготавливался из хлопчатобумажных нитей, напитанных раствором селитры в винном спирте, а затем покрытых смесью пороховой мякоти с вишневым клеем. Посредством стопина при выстреле зажигался состав снаряда. Этот состав состоял из: пороха, мякоти, селитры, смолы, сала говяжьего, воска, гарпиуса, льняных тряпок. Все части, кроме пороха и мякоти, расплавлялись в огне. По снятии с огня расплавленной массы в нее всыпались порох и мякоть, и все тщательно перемешивалось. Недостатком брандкугеля было то, что он легко потухал при прекращении к нему доступа воздуха даже на весьма короткий промежуток времени.

Термин "батарейная батарея" не опечатка и не тавтология. С 1805 г. был термин "батарейная рота", и в 1833г. когда артиллерийские роты были переименованы в батареи, Николай 1-й утвердил переименование "батарейная рота" в батарейная батарея"

Термин- "артиллерийская лошадь" появился при Аракчееве. Со времен Ивана Грозного для перевозки артиллерии использовались закупленные или реквизированные  у населения лошади. После окончания компании, а то и просто марша, лошадей обычно передавали для других нужд армии или народного хозяйства. Аракчеев же определил лошадей "от рот никогда не отлучать", определил требования к ним.   Приказом Министра обороны СССР №.... 1989 г. определен рост артиллерийской лошади.....метра и выше, обхват пясти не менее ...такие дела.

Теперь ВЫ настоящий артиллерист, только прочитайте на странице про вино и способы его употребления, как правильно пьют  наши специалисты.

Для выхода на главную страницу нажми пуговицу  

Сайт управляется системой uCoz